01.04.2020
Методические рекомендации
по реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, образовательных программ
среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий
1. Настоящие
Методические рекомендации разработаны в соответствии
с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании
в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137), а также Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017
г., регистрационный № 48226), в целях оказания методической помощи
при реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
2. В настоящих
Методических рекомендациях приведены:
примерная
модель реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий;
рекомендации
по реализации программ среднего профессионального образования с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
примерная
модель реализации образовательных программ среднего профессионального
образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий;
особенности
реализации учебной и производственной практик
при реализации программ среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
I. Примерная модель реализации образовательных
программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
а также дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий
3. Образовательная организация, осуществляющая образовательную
деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего,
среднего общего образования и (или) по дополнительным общеобразовательным
программам с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий:
3.1. разрабатывает и утверждает локальный акт (приказ, положение)
об организации дистанционного обучения, в котором определяет, в том числе
порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных
консультаций) и проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным
дисциплинам;
3.2. формирует расписание занятий на каждый учебный день в
соответствии с учебным планом по каждой дисциплине, предусматривая дифференциацию
по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут;
3.3. информирует обучающихся и их родителей о реализации
образовательных программ или их частей с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий (далее – дистанционное обучение), в
том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля
и итогового контроля по учебным дисциплинам, консультаций;
3.4. обеспечивает ведение учета результатов образовательного процесса
в электронной форме.
4. Выбор родителями (законными представителями) обучающегося формы
дистанционного обучения по образовательной программе начального общего, основного
общего либо среднего общего образования, а также по дополнительным
общеобразовательным программам подтверждается документально (наличие
письменного заявления родителя(ей) (законного представителя).
5. При реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, а также по дополнительным
общеобразовательным программам с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий образовательной организации
рекомендуется обеспечить внесение соответствующих корректировок
в рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (лекция, онлайн
консультация), технических средств обучения.
6. В соответствии с техническими возможностями образовательная
организация организовывает проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров
на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных
образовательных ресурсов (в приложении к настоящим Методическим рекомендациям
приводится пример организации урока в режиме видеоконференцсвязи с
использованием платформы Скайп).
7. Педагогическим работникам образовательной организации при реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, а также при реализации дополнительных общеобразовательных программ
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
рекомендуется планировать свою педагогическую деятельность
с учетом системы дистанционного обучения, создавать простейшие, нужные для
обучающихся, ресурсы и задания;
выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио
рецензий, устных онлайн консультаций.
8. При реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий руководителю либо иному
уполномоченному должностному лицу образовательной организации рекомендуется взять
на себя организацию ежедневного мониторинга фактически присутствующих в
организации обучающихся, обучающихся с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий и тех, кто
по болезни временно не участвует в образовательном процессе (заболевшие обучающиеся).
При необходимости допускается интеграция форм обучения, например очного и
электронного обучения с использованием дистанционных образовательных
технологий.
II. Рекомендации по реализации программ
среднего
профессионального образования с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий
9. При реализации
программ среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
допускается использование специально оборудованных помещений,
их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать общие
и профессиональные компетенции.
При обучении инвалидов
и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность
приема-передачи информации в доступных для них формах.
10. При реализации программ
среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
допускается работа обучающихся в «виртуальных группах», которая происходит при удаленности друг от друга
практически всех субъектов образования, в том числе с помощью использования
систем видео-конференц-связи, через информационно-телекоммуникационную сеть
«Интернет».
11. При реализации программ
среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
педагогическим работникам рекомендуется своевременно отвечать
на вопросы обучающихся и регулярно оценивать их работу с использованием
различных возможностей для взаимодействия друг с другом.
12. Образовательная организация
самостоятельно определяет набор электронных ресурсов и приложений, которые
допускаются в образовательном процессе, а также корректирует расписание занятий
с учетом ресурсов, необходимых для реализации программ с применением электронного
обучения
и дистанционных образовательных технологий.
13. В случае временного перевода
всех обучающихся на обучение
с применением электронных учебных изданий по дисциплинам (модулям)
образовательным организациям рекомендуется обеспечить возможность доступа
к ресурсам электронно-библиотечной системы (электронной библиотеке)
для каждого обучающегося.
В период временного перевода на обучение
по программам среднего профессионального образования с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть реализованы
групповые работы (практикумы, проекты).
14. Образовательная организация самостоятельно
определяет требования
к процедуре проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации
с учетом особенностей ее проведения, в том числе для лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью, и может проводиться с использованием
дистанционных образовательных технологий.
15. Для поддержки технологии
дистанционного и смешанного обучения,
в частности для управления образовательным процессом и учебными группами,
предоставления обучающимся доступа к цифровым учебным материалам при реализации
программ среднего профессионального образования с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть использованы
цифровые платформы центров опережающей профессиональной подготовки.
Перечень центров опережающей
профессиональной подготовки расположен по ссылке: http://profedutop50.ru/copp.
16. В случае невозможности применения дистанционных образовательных технологий
и электронного обучения, образовательным организациям, реализующим программы
среднего профессионального образования, рекомендуется рассмотреть возможность
предоставления каникул – плановых перерывов при получении образования для
отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об
образовании и календарным учебным графиком образовательной организации, с
учетом положений статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации о времени
простоя по причинам, не зависящим
от работодателя и работника, либо перевода обучающихся на обучение
по индивидуальным учебным планам.
III.
Примерная модель реализации образовательных программ
среднего профессионального образования с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий
17. Образовательная организация, осуществляющая
образовательную деятельность по программам среднего профессионального
образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
издает организационный приказ о
временном переходе на реализацию образовательных программ с применением
электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий в связи с особыми обстоятельствами;
назначаем ответственного за
консультирование педагогических работников и обучающихся по использованию
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
актуализирует имеющиеся в электронном
виде методические материалы
по использованию электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий для обучающихся, педагогических и административных работников,
ответственных за организацию учебной деятельности, а также инструкции
по размещению учебных материалов,
обеспечивает создание тестовых заданий,
публикацию объявлений, сбор письменных работ обучающихся, а также организацию
текущей
и промежуточной аттестации и фиксацию хода образовательного процесса.
18. Образовательная организация,
осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» инструкцию для обучающихся
и педагогических работников о том, как получить или восстановить логин
и пароль (в случае использования личных кабинетов), а также инструкции по организации
работы в «виртуальных» и «совместных» группах.
19. Образовательная организация,
осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
самостоятельно отбирает и рекомендует для проведения вебинаров, онлайн
консультирования, коллективного обсуждения и коллективного проектирования список
инструментов виртуальной коммуникации.
20. Образовательная организация,
осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
определяет какие учебные дисциплины и междисциплинарные курсы могут быть
реализованы с помощью онлайн курсов, а также какие учебные дисциплины и
междисциплинарные курсы требуют присутствия в строго определенное время
обучающегося перед компьютером, а какие могут осваиваться в свободном режиме.
21. Образовательная организация,
осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» расписание онлайн-занятий, требующих присутствия в строго определенное
время.
22. Образовательная организация,
осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
вправе перенести на другой период времени занятия, которые требуют работы с
лабораторным и иным оборудованием.
23. Образовательной организации,
осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
вправе локальным актом определить, какие элементы учебного плана не смогут быть
реализованы в текущем учебном году
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
и внести соответствующие изменения в основные профессиональные образовательные
программы, перенеся эти элементы на будущий учебный год.
24. Образовательной организации,
осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных необходимо
обеспечивать постоянную дистанционную связь с обучающимися,
а также проводить мониторинг фактического взаимодействия педагогических
работников и обучающихся, включая элементы текущего контроля
и промежуточной аттестации.
IV. Особенности реализации учебной и производственной
практик
при реализации программ среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий
25.
Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей
образовательную деятельность по программам среднего профессионального
образования с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий.
В
указанном случае образовательной организации, осуществляющая образовательную
деятельность по программам среднего профессионального образования с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий рекомендуется обеспечить
возможность прохождения учебной и производственной практик с применением
дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в том числе
скорректировав график учебного процесса образовательной организации.
26. В
случае необходимости образовательная организация вправе внести изменение в
календарный график учебного процесса в части определения сроков прохождения
учебной и производственной практик без ущерба по общему объему часов,
установленных учебным планом образовательной организации.
Изменения,
вносимые в график учебного процесса,
утверждаются локальным актом образовательной организации, осуществляющей
образовательную деятельность по программам среднего профессионального
образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.